понедельник, 24 ноября 2014 г.

Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья



ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные чуваши являются одним из многочисленных народов бывшего СССР. Насчитывая в общей сложности 1млн. 842326 человек, они занимали 1989 г. в Союзе 16-е, в Российской Федерации - 4 (после русских, украинцев и татар) места. В Чувашской Руспублике проживает 906,9 тыс. (49,2%) человек. Большие группы этой национальности расселены в Татарии (134,2 тыс.), Башкирии (118,5 тыс.), Самарской (118 тыс.), Ульяновской (116,5 тыс.), Тюменской (31,2 тыс.), Кемеровской (24,4 тыс.), Оренбургской (21,5 тыс.) областях, Красноярском крае (27 тыс.), в г.Москве (18,4 тыс.) и других регионах, 50.3% сосредоточены в городах. Одни только эти цифры говорят о необходимости ответственного подхода к проблемам истории и современного развития чувашского народа, к изучению особенностей его языка и этнической культуры.

Этногенез, начальные этапы формирования чувашского народа относятся к числу интереснейших, но и весьма сложных научных проблем, до сих пор имеющих множество полемических аспектов. Вокруг них споры идут уже почти три столетия.

О происхождении и этнической истории чувашей на сегодня скопилась солидная научная литература. К публикациям дореволюционных авторов (Н.Карамазин, А.Фукс, З. Гомбоц, В.Сбоев, С.Михайлов, Г.Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н.И.Ашмарина, крупного археолога А.П.Смирнова, капитальная монография В.Ф.Каховского, исследования историка В.Д.Димитриева, этнографа П.В. Денисова, языковедов В.Г.Егорова, М.Р.Федотова, Б.А.Серебренникова, Н.И.Егорова, искусствоведа А.А. Трофимова и др. Вопрос этот поднимался во многих работах уфимских (Р.Г.Кузеев и др.) и казанских (А.Х.Халиков, Р.Г.Фахрутдинов, Г.В.Юсупов, М.З.Закиев, Ф.С.Хакимзянов и др.) ученых. В изучение этногенетических проблем чувашей значительный вклда внесли венгерские (Д.Мессарош, А.Рона-Таш и др.) и болгарские (И.Коев и др.) исследователи.

В разное время были выдвинуты самые различные теории происхождения чувашей. Одни (А.А.Фукс, П.Хунфальви) считают, что их предками являются хазары, другие (А.Риттих, В.Сбоев) - буртасы, третьи (В.В.Бартольд) - гунны, четвертые (Н.М.Карамзин, И.А.Фирсов) - финно-угры, пятые (М.Г.Худяков) - древние авары, шестые (В.Н.Татищев, Н.И.Ашмарин, З.Гомбоц) - волжские болгары, седьмые (Н.Марр) - шумеры. В общей сложности они сводятся к следующим концепциям:
1) основу чувагского народа (этноса) составляет финно-угорское (марийское) население, испытывшее сильное культурное и особенно языковое влияние со стороны пришлых тюркоязычных болгаро-суварских племен;
2) как этнос чувашии сформировались главным образом на основе доболгарских тюрков, проникавших, якобы, большими массами в Среднее Поволжье вплоть до VI в. н.э., то есть до появления здесь болгар и суваров;
3) чувашский этнос сформировался в XIII-XVI вв. в результате смешения языческих болгар, не подвергшихся кыпчакско-мусульманской ассимиляции, с марийскими и другими финно-угорскими племенами (предками мордвы, удмуртов и др.) при преобладающей роли тюркско-болгарского компонента. 

Год: 1993
Автор: Иванов В.П. Кондратьев М.Г., Матвеев Г.Б., Трофимов А.А. Фокин П.П.
Жанр: Монография
Издательство: Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской Республики
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 269

СКАЧАТЬ | СКАЧАТЬ С МЕГИ


Комментариев нет:

Отправить комментарий