В Москве на волохонке есть чудесный музей. Название у него довольно длинное: "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина". Много статуй,
рисунков, картин, созданных лучшими художниками, выставлено в этом музее. Поэтому с утра до вечера здесь толпится народ. Каждому охота увидеть великолепную скульптуру и живопись. В толпе немало иностранцев и приезжих, но, конечно, больше всего москвичей.
Пришел в этот музей школьник - не старше двенадцати лет. Пришел со своим отцом. В первом же зале с порога он увидел три статуи, которые живо заинтересовали его: две не очень большие, а третья высокая - уходит головою под самую крышу. И подпись под каждой - "Давид". И тут же сказано, что одного Давида вылепил скульптор Донателло, другого Андреа Верроккьо, а третьего, высокого - сам Микеланджело.
Школьник удивлен. "Чем же был замечателен этот Давид? Почему три скульптора, один за другим поставили ему такие красивые памятники? Должно быть, он был знаменитый
герой. Но в чем его геройство? Что он сделал? Какие подвиги совершил? И чья у него под ногами - огромная, лохматая голова великана? Что это был за великан? И кто отрубил ему голову? Неужели этот самый Давид с такой маленькой тоненькой сабелькой? Ведь стоило великану размахнуться как следует - и Давид отлетел бы от него на десять шагов".
Школьник перебегает от статуи к статуе. Вопросы быстро следуют один за другим. Отец насупился и угрюмо молчит - высоколобый, серьезный, в очках. Похоже, что он чувствует себя очень неловко перед своим любознательным сыномж тот, должно быть, с самого раннего детства привык простодушно думать, что не существует такого вопроса, на который он не мог бы немедленно получить от отца самый точный и ясный ответ...
... Прочтите в нашей книге историю блудного сына, и вы поймете, почему Рембрант и другие художники так любовно изображали ее в своих гениальных картинах. Вы узнаете о жалкой судьбе безумного юноши - "блудного сына", который, не слушая уговоров отца, стал вести регулярную, праздную жизнь и в конце концов чуть не погиб. Только возвращение в родительский дом спасло его от неминуемой гибели. И как великодушен отец, простивший ему все свои обиды и слезы! Из этой книги вам будет не трудно узнать, кто такой был юный Давид и с каким великаном он так храбро сразился ради того, чтобы спасти свою родину.
Здесь, в этой книге, мы попытались пересказать для детей несколько чудесных легенд древнего еврейского народа, которые вот уже тысячи лет волнуют миллионы сердец - так они прекрасны и мудры. Недаром в течении многих веков замечательные скульпторы, живописцы, поэты создали по этим легендам столько бессмертных произведений искусства.
Легенды эти собраны в книге, которая называется "Библия".
Религиозные люди верят, будто эта книга священная и будто она продиктована с неба самим господом Богом, который хотел научить свой народ, как ему жить и трудится. На самом деле "Библия" создавалась людьми на протяжении многих веков. Люди эти были вдохновленными, великими поэтами. На ветхих страницах "Библии" много прекрасных, трогательных, поэтических легенд. Эти легенды давным-давно существовали в народе и передавались из уст в уста. Потом, через много столетий, мудрецы и поэты стали в разное время записывать их, и впоследствии они были собраны в "Библии". И мы восхищаемся ими, так же как восхищаемся мудрыми, поучительными высокохудожественными народными сказаниями - индийскими, японскими, древне-греческими, русскими и другими.
Некоторые из библейских легенд мы и постарались рассказать в нашей книге. Надеемся, что она будет полезна не только детям, но и их воспитателям, матерям и отцам. Ведь каждому из нас приходится часто читать в разных газетах и книгах, а порой и слышать в разговоре о всемирном потопе, о вавилонской башне, о валаамовой ослице, о Каине, о сосуде Соломона, и, конечно, многим хотелось бы знать, почему эти слова живут у нас в языках и что они, в сущности, значат.
Так, например, про шумную и большую толпу у нас часто говорят: "столпотворение", но мало кто знает, что это слово взято из библейского сказания о постройке высочайшей башни в древнем городе Вавилоне. Столпом в старину называлась всякая башня, а постройка башни - "сотворением столпа" - столпотворением.
Часто приходится слышать такие выражения, как "тридцать серебрянников", "Иуда-предатель", "избиение младенцев", "пища святого Антония", "на седьмом небе", "валаамова ослица", "козел отпущения", "райское житье", "внести свою лепту", и т.д., и т.д. И опять таки: хотя эти выражения взяты из религиозных преданий и мифов, они уде давно оторвались от религии, утратили свой "божественный" смысл и вошли в обиход каждого культурного человека, независимо от того, верит он в Бога или нет. Но далеко не каждому известно, каков смысл этих выражений. И повторяю: невозможно понять мировое искусство, если не знать библейских преданий, а так же античных мифов, из которых взаимствована большая часть сюжетов фламандской, итальянской, французской, испанской живописи.
Да и русское искусство требует таких же познаний - искусство Пушкина, Лермонтова, Блока, Андрея Рублева, Александра Иванова, Николая Ге, Репина, Поленова, Врубеля.
В многочисленных картинных галереях и музеях нашей страны вы найдете немало картин и рисунков на библейские темы, созданных замечательными русскими художниками. Многие из этих картин и рисунков станут вам понятны, когда вы прочтете нашу книгу. Так, например, для всякого, кто прочтет сказание "Иосиф и его братья", где повествуется о жизни и приключениях этого благородного героя-страдальца, станет понятным рисунок Александра Иванова "Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина". Рисунок этот вы можете увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Да и независимо от скульптурыи живописи библейские предания представляют собой великую литературную ценность.
В 1916 году, когда Алексей Максимович Горький привлек меня к участию в детском отделе издательства "Парус", он ввел в его программу сборник "Библейские легенды и мифы" и поручил составление этого сборника мне. Он называл "Библию" одной из величайших книг человечества и советовал писателям учиться простоте и выразительности библейского стиля. В более позднее время он предлагал издать в серии "Жизнь замечательных людей" книгу о пророке Моисее...
... Задача нашего коллектива была нелегкой. Мы старались, сделать библейский сюжет, порою очень сложный и запутанный, доступным для детей и в то же время в меру своих сил и возможностей сохранить простой и безыскусственный стиль величавого подленника.
Название: Библи Халапĕсем
Язык: Русский
Автор: -
Год: 1991 (Чебоксары)
Издательство: Типография N1 Госкомиздата ЧССР
Формат: PDF
Кол-во страниц: 102
Размер: 9 МБ
СКАЧАТЬ | СКАЧАТЬ С МЕГИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий